12 / 09 / 2012 15:11

Cтроительство крупных тепловых электростанций в Западной Сибири порождает вопросы об их экономической целесообразности

 

В ближайшие несколько лет мощность объединенной энергосистемы Тюменской области может вырасти на треть. Однако, пока не совсем понятно, куда потом девать такое количество электроэнергии.

Первый энергоблок Няганской ГРЭС (Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ) будет введен в эксплуатацию 1 декабря 2012 года. Об этом заявил на рабочем совещании в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО, Югра) министр энергетики Александр Новак. «Мы наметили мероприятия, которые нужно сделать для того, чтобы к концу этого года в части первого энергоблока объект был введен в эксплуатацию и вышел на проектную мощность», - сказал он, уточнив, что новая электростанция очень показательна и важна для развития российской электрогенерации в целом и Ханты-Мансийского автономного округа, в частности. По мнению губернатора ХМАО Натальи Комаровой, Няганская ГРЭС укрепит энергетику округа и позволит удовлетворить спрос на дополнительные мощности. «В настоящее время по выработке электроэнергии округ занимает лидирующее положение среди субъектов Российской Федерации, при этом в связи с ростом экономики возрос спрос и на дополнительные мощности. Инвестиции привлекаются, кроме государственных средств, широко используются средства частных компаний», - передало ее слова РИА Новости.


С технической точки зрения тепловая электростанция, которую финский концерн Fortum строит в Нягани (этот город с населением менее 60 тыс человек располагается в 300 км северо-западнее Ханты-Мансийска), - объект, конечно, уникальный. Она станет одной из крупнейших тепловых электростанций мира, работающих на широтах севернее 62˚. Три блока станции общей мощностью 1 254 Мвт будут ежегодно вырабатывать почти 9 млрд киловаттчасов электроэнергии (это десятая часть выработки всех электростанций Тюменской энергосистемы). Энергоблоки станции базируются на парогазовом цикле. В них используются современные технологии и оборудование германской компании Siemens, в частности газовые турбины класса F, характеризующиеся высокой эффективностью, маневренностью и экологичностью. КПД станции – более 56%.

В советское время эту станцию, в отличие, например, от Нижневартовской ГРЭС, построить не успели. Поэтому обязательствами по строительству этого объекта «с ноля» и в чистом поле был нагружен финский энергоконцерн Fortum, которому весной 2008 года федеральным энергохолдингом РАО «ЕЭС России» была продана ТГК-10, тепловые станции которой работают в Тюменской и Челябинской областях. Дальше, как вы помните, разразилась острая фаза финансового кризиса, но финны проявили потрясающую стойкость. В отличие от большинства российских инвесторов в электроэнергетику, они не только не стали искать лазейки, чтоб уклониться от выполнения инвестобязательств по строительству новых электростанций, но и предложили российскому правительству полностью ввести в эксплуатацию Няганьскую ГРЭС стоимостью свыше 60 млрд руб на два года раньше – не в конце 2015 года, как записано в инвестсоглашениях, а на рубеже 2013-2014 годов.

По идее, финнов при этом должен был мало интересовать вопрос об окупаемости вложений в эту стройку – Няганьская ГРЭС внесена в договор о предоставлении мощности и российское государство в лице своих энергетических регуляторов тем самым гарантировала зарубежным инвесторам возврат вложенных ими денег в строительство этой станции. Но Fortum, очевидно, очень здраво представляет себе долгосрочную ситуацию, складывающуюся сегодня в энергосистеме Тюменской области, и предпринимает превентивные меры.

А ситуация эта такова, что уже сейчас электростанции, располагающиеся в этом регионе, вырабатывают больше электричества, чем могут «съесть» потребители. По данным Тюменского РДУ (филиал «Системного оператора»), суммарная установленная мощность электростанций этой энергосистемы составляет 13,8 Гвт. Крупнейшие из них – «Сургутская ГРЭС-1» (ОГК-2), Сургутская ГРЭС-2 («Э.ОН Россия»), Нижневартовская ГРЭС (СП «ОГК-1» и «ТНК-ВР), Тобольская ТЭЦ, Тюменские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 концерна Fortum. Но даже в условиях жутких холодов 22 декабря 2010 года потребителям тюменской энергосистемы потребовалось не 13,8, а 11,6 Гвт мощности этих электростанций. По объемам выработки электроэнергии ситуация еще интереснее. В прошлом году потребление электроэнергии в Тюменской области (вместе с автономными округами) составило 86 млрд 202 млн кВт.ч (это на 0,6% больше объема потребления за аналогичный период 2010 года). А электростанции Тюменской энергосистемы за это время выработали 95 млрд 353 млн кВт.ч электроэнергии (с учетом потребительских блок станций), что на 5,6% больше выработки за двенадцать месяцев 2010 года. Разница, как вы понимаете, была экспортирована за пределы Тюменской энергосистемы.

Казалось бы, это же очень хорошо – в энергосистеме есть резерв мощности, что обеспечить, например, «всплеск» нефтедобычи или появление в Западной Сибири новых крупных производств, не связанных с добычей «черного золота». Тем более, что Ямало-Ненецкий автономный округ, расположенный севернее ХМАО, и также входящий в единую Тюменскую энергосистему (хотя на самом деле, выше Тюмени единая энергосистема, фактически, распадается на множество изолированных систем и несколько магистральных линий электропередачи), по словам первого вице-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Евгения Мискевича, обеспечен собственным электростанциями только на 30% - львиная доля электричества, поступающего в «газовое сердце» России, приходит туда из Сургута и Нижневартовска, то есть из Югры.

Однако, на деле картина получается не столь однозначная. «Газовому» Ямалу, на территории которого сейчас реализуются три федеральных мега-проекта стоимостью несколько триллионов рублей (освоение газовых месторождений полуострова Ямал, строительство там завода по производству СПГ и «вскрытие» заполярных нефтяных месторождений), не нравится, по разным причинам, электроэнергетическая зависимость от «нефтяной» Югры. Поэтому, по словам губернатора ЯНАО Дмитрий Кобылкина, к 2015 году на территории газоносного округа будет построено шесть новых крупных электростанций, которые полностью обеспечат ЯНАО собственной электроэнергией. Рассчитывать на то, что из ХМАО к этому времени будут запитаны нефтяные и газовые мега-проекты в соседнем округе тоже особо не приходится – добыча и транспортировка газа на полуострове Ямал, как обычно, будут обеспечиваться за счет автономных электростанций газовиков. Так же, очевидно, будут поступать и нефтяники в Заполярье, поскольку волей-неволей им придется утилизировать попутный нефтяной газ. А в восточной части ЯНАО, которая сейчас запитана электроэнергией вплоть до Ямбурга от Сургутской ГРЭС-2, уже в конце этого года начнет работу парогазовая установка мощностью 450 Мвт, вводимая ОГК-1 на Уренгойской ГРЭС. Поэтому долгосрочные перспективы увеличения поставок электроэнергии от югорских электростанций на Ямал крайне неочевидны.

Внутри ХМАО ситуация с потреблением электроэнергии тоже двойственная. С одной стороны, при цене нефти 180 долларов за баррель нефтяные компании будут все глубже перерывать землю в этом стареющем нефтедобывающем регионе в поисках «черного золота». Однако, если цена на нефть упадет менее 70 долларов за баррель, российский «нефтяной Клондайк» вновь быстро начнет пустеть. А все попытки разместить в Югре какие-то крупные энергоемкие производства, не связанные с нефтью, пока особых успехов не принесли. Полномасштабная же реализация мега-проекта «Урал промышленный – Урал полярный», о котором так громко в свое время говорили прежние руководители ХМАО, ЯНАО и Свердловской области, затрудняется, с одной стороны, сложной экономической ситуацией. С другой стороны, никто из потенциальных инвесторов попусту тоже рисковать не хочет, поскольку, по мнению ряда геологов, объем реальных запасов полезных ископаемых Полярного Урала намного ниже, чем тот, который ранее декларировался политиками.

Новые производства в Тюменской области возникают, например, на юге региона, где в Тобольске нефтехимический холдинг СИБУР строит один из крупнейших в мире нефтехимических комплексов. Однако, тот же Fortum, освобождая, вероятно, место для электроэнергии Няганьской ГРЭС, по весне убедил Министерство энергетики перенести строительство двух энергоблоков общей мощностью 220 Мвт из Тюменской ТЭЦ-1 в Челябинскую область. А нефтяная компания «ТНК-ВР», поначалу бодро затеявшая с ОГК-1 совместное предприятие по строительству третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС мощностью 800 Мвт, летом этого года объявила о выходе из этого проекта. Вместо этого ТНК-ВР собирается строить на промыслах собственные электростанции, работающих на попутном нефтяном газе. Одна из них совокупной мощностью 600 (!) МВт и стоимостью свыше 1 млрд долларов, должна быть в 2013-2017 годах построена на Самотлорском месторождении в ХМАО.

Таким образом, если все заявленные в Тюменской области проекты по строительству новых электростанций будут выполнены до 2016 года, то в Югре станет совсем тесно от электричества. К 13 Гвт мощности тюменской энергосистемы уже прибавилось 800 Мвт мощности двух блоков Сургутской ГРЭС-2, и прибавится 1,3 Гвт Няганьской ГРЭС, 800 Мвт Нижневартовской ГРЭС, минимум 1,5 Гвт электростанций Ямала, и мощность локальных электростанций нефтегазовых компаний. Поэтому, очевидно, экспорт электроэнергии за пределы Тюменской области со временем станет одним из основных каналов продажи электричества югорских электростанций. Для третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС, например, сейчас строится специальная линия электропередачи стоимостью более 26 млрд руб, по которой его электроэнергия с 2016 года сможет поступать в энергодефицитную часть Томской области. Правда, томичи который год уговаривают «Росатом» построить у себя атомную станцию мощностью свыше 2 Гвт. И почти уговорили . Так что сколько времени Томская область будет питаться электроэнергией из Югры, тоже пока непонятно.

Источник:

Labels and badges

Default Primary Success Info Warning Danger К ленте новостей