17 / 12 / 2015 13:14

Почему, несмотря на масштабы, рынок ВИЭ пока остается в тени

Рынок энергии из возобновляемых источников в России находится в тени, поскольку главные потребители такой энергии стараются иметь с государством как можно меньше связей. Частные дома и коттеджи, фермерские хозяйства и небольшие производства в России уже сейчас зачастую освещаются и отапливаются за счет энергии из возобновляемых источников, но это не отражается ни в каких государственных отчетах и балансах.
Распродажа климата
12 декабря в Париже единогласным принятием нового соглашения завершилась 21-я конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Документ закрепляет основные принципы действий государств начиная с 2020 года. Соглашение, которое приходит на смену Киотскому протоколу 1997 года, предусматривает ограничение повышения глобальной температуры не более чем 2 градусами. Добиться этого предполагается за счет так называемой декарбонизации мировой экономики - постепенного отказа от использования углеводородного сырья (нефти, газа и угля), повышения энергоэффективности (например, при отоплении промышленных и жилых зданий), восстановления лесов, поглощающих углекислый газ.
По новому соглашению самые экономически неразвитые и чувствительные к изменениям климата страны получат финансовую помощь: в 2020 году финансовая поддержка этих государств составит $100 млрд и в дальнейшем будет увеличиваться. В Парижском соглашении Евросоюз обязуется сократить выбросы на 40%, а Россия - на 30% к уровню 1990 года, Китай - на 60-65%, Индия - на 33-35%, США - на 26-28% по сравнению с 2005 годом, а Япония - на 26% от уровня 2013 года. По словам министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, "в отличие от Копенгагена, в Париже мы имеем итоговый документ, который, по оценкам наших французских коллег, учитывает обязательства развивающихся стран по переходу на низкоуглеродную экономику".
Декарбонизация
Накануне форума появились новые данные о стремительном росте использования возобновляемых источников энергии в целом ряде стран. Так, согласно оценкам Международного энергетического агентства), ВИЭ по итогам 2014 года обеспечили почти 50% мировой электрогенерации. Инвестиции в возобновляемые источники энергии в развивающихся странах выросли в прошлом году на 36% по сравнению с предшествовавшим 2013-м, до $131 млрд, и приблизились вплотную к показателю развитых стран, потративших на эти цели в прошлом году $139млрд. Швеция претендует на то, чтобы стать первым в мире государством, полностью отказавшимся от ископаемого топлива. Сейчас страна обеспечивает себя энергией с помощью ВИЭ на 67%. Новый бюджет страны предполагает расходы в размере $1 млрд на установку солнечных панелей и ветрогенераторов. В конце 2011 года правительство Дании утвердило программу, согласно которой к 2020 году ветрогенераторы должны будут обеспечивать потребности страны в электроэнергии на 50%. В Австрии сегодня уже 75% электроэнергии генерируется благодаря ВИЭ. Самый крупный регион страны - Нижняя Австрия - уже полностью перешел на возобновляемые источники при производстве электроэнергии: 63% приходится на долю гидроэнергетики, 26% - ветроэнергостанций, 9% - на использование биомассы, 2% - на долю солнечных электростанций. Среди других лидеров альтернативной энергетики Германия и Испания, в которых на ВИЭ приходится около 30% электрогенерации.
В США доля ВИЭ в производстве энергии составляет 13%. Китай претендует на лидерство по вводимым новым мощностям ветро и солнечной энергетики. В КНР уже действуют ветроэнергетические установки мощностью более 100 ГВт, а к 2020 году их мощность должна достичь 250-280 ГВт (это больше, чем вся российская электроэнергетика). Мировой рынок производства солнечных панелей, стимулируемый государственной поддержкой в США и Китае, бьет рекорды, согласно исследованиям IHS Technology. Впервом квартале 2016 года в мире будет введено в строй 16,82 ГВт, а во втором - еще 17,73 ГВт солнечных панелей. Стоимость производства панелей сокращается, что делает этот источник энергии привлекательным для инвесторов.
Свет в тени
Россия заметно отстает от лидеров зеленой энергетики в разработке и освоении технологий использования ВИЭ. Тем не менее нельзя не отметить существенный вклад гидроэлектростанций в производство энергии в стране, а также не упомянуть о ряде пилотных проектов по созданию геотермальных станций на Камчатке, приливных энергоустановок с использованием оригинальных отечественных разработок. По словам министра природных ресурсов и энергетики Сергея Донского, Россия намерена инвестировать в создание и развитие возобновляемых источников энергии примерно $53 млрд до 2035 года. Как сообщает Минприроды, в настоящее время около половины всех новых энергетических мощностей в России - это гидроэлектростанции, атомные электростанции и ВИЭ. Выступая на Всемирной конференции ООН по климату в Париже, господин Донской отметил, что "в ближайшее время в России будет введено более 1,5 ГВт солнечной генерации; за последний год заработали солнечные электростанции в республиках Алтай и Башкортостан, в Оренбургской области; запущено высокотехнологичное производство солнечных модулей в Новочебоксарске".
Противники ВИЭ заявляют, что в России с ее огромными запасами органических топлив развитие зеленой энергетики малоперспективно, а их прогнозируемый вклад в энергобаланс в обозримом будущем ничтожен. Но оставаясь приверженцами традиционной углеводородной экономики, мы рискуем упустить мощный инновационный сегмент рынка, который бурно развивается в мире. При этом значительная часть страны до сих пор не подключена к централизованному энергоснабжению.
Эксперты утверждают, что официальные показатели зеленой энергетики не отражают реальной картины ее распространения, поскольку значительная часть сегмента находится в тени: частные домохозяйства стали устанавливать собственные солнечные панели и ветряки в целом ряде регионов. "Рынок возобновляемой энергетики в России находится в тени, поскольку главные потребители такой энергии - частные хозяйства и бизнес - зачастую понимают, что с государством лучше иметь как можно меньше связей. Частные дома и коттеджи, фермерские хозяйства и небольшие производства в России уже сейчас освещаются и отапливаются за счет энергии из возобновляемых источников, но это не попадает ни в какие государственные балансы. Люди это делают частным порядком и за свой счет, для себя. Несмотря на отсутствие каких-либо госсубсидий, как во всех остальных развивающих ВИЭ странах, и дороговизну оборудования, для таких хозяйств это может быть дешевле, чем прокладывать сетевой кабель или проводить газ. Широкое распространение это явление получило, например, в Белгородской области и Краснодарском крае", - рассказывает Николай Иванов, заведующий сектором "Энергетические рынки" Института энергетики и финансов.
В условиях постоянного роста энерготарифов автономная энергетика в стране начала быстро развиваться. Есть аналогичный опыт и у российских компаний: в 2014 году ЛУКОЙЛ установил ветроагрегат на одном из своих месторождений в России, что позволило компании существенно снизить потребление привозного дизельного топлива и сократить воздействие на окружающую среду. А зачастую это эксперименты новых Левшей зеленой энергетики. Вот как о своем эксперименте рассказывает в Facebook Сергей Астапов из Калужской области: "В ноябре стукнуло четыре года как работает моя эконевидаль: 1,3 кВт солнечных панелей и 2 кВт ветряк. За 4 года всего я сэкономил 18 950 рублей, если считать по деревенскому тарифу. Обошлась вся эта система примерно в 500 тыс. рублей. С учетом того, что собирал и подключал ее я сам, окупаемость в моем случае составляет более 100 лет. Привет всем адептам абсурдного способа получения электричества, персональный привет великому фантазеру Илону Маску. Но есть моменты, которые не дают мне посыпать пеплом голову и потом рвать на ней волосы: у меня нет проблем с отключениями сети: иной раз их бывает до 20 в месяц, бывали по двое суток".

Источник:

Labels and badges

Default Primary Success Info Warning Danger К ленте новостей