02 / 12 / 2014 17:55

E.On делает ставку на зеленую энергетику, распределение и сбыт электроэнергии

Для этого она проводит реструктуризацию, выделяя всю цепочку тепловой генерации, добычи и трейдинга ископаемого топлива, включая российские активы E.On. Регуляторные решения в Европе уже привели к бурному росту возобновляемой энергетики и стагнации традиционных отраслей ТЭК, и E.On больше не видит возможности сочетать два вида бизнеса. Аналогичное решение могут принять и другие европейские энергокомпании.


Немецкий энергоконцерн E.On вчера объявил о разделении компании на две части по видам бизнеса. У самого E.On останется возобновляемая энергетика, распределение и сбыт электроэнергии. Вся добыча углеводородов, угольный и газовый трейдинг, а также традиционная энергетика (газовые, угольные ТЭС и ГЭС) будут переведены на новую структуру, название которой пока не определено. В E.On останутся 4,4 ГВт «зеленой» генерации, более 1 млн. км распредсетей с 26 млн. потребителей, 33 млн. клиентов сбытовых подразделений. Выделяемый бизнес гораздо крупнее: 51 ГВт традиционной генерации, в том числе 9,9 ГВт в России («Э.Он Россия»), трейдинг угля (29 млн. тонн в год), газа (35 млрд. куб. м. по долгосрочным контрактам), ПХГ мощностью 9 млрд. куб. м. и 4,7 млрд. куб. м. регазификационных мощностей. Туда же интегрируют добычу углеводородов в России (6,3 млрд. кубометров газа в год, запасы 152 млрд. кубометров) и Северном море (добыча — 2,4 млн. тонн, запасы — 26 млн. тонн нефтяного эквивалента), пишет сегодня «Коммерсант».

Сокращений рабочих мест не планируется: в E.On продолжать работать 40 тысяч человек, а в «новой компании» — 20 тысяч сотрудников, сообщает BigpowerNews со ссылкой на данные концерна.

Обновленный E.On будет иметь низкую волатильность и сможет расти в зависимости от трансформаций энергетического рынка, считают в концерне. Предполагается, что вторая компания, ориентированная на традиционную энергетику, будет заниматься глобальной энерготорговлей, исследованием рынка и производством. Она сможет развиться за счет своего бизнеса по добыче природного газа в Европе и России, основное внимание будет уделено обеспечению безопасности энергоснабжения, говорят там. «Эти две компании так принципиально различны, что две отдельные, четко ориентированные структуры смогут предложить самые лучшие перспективы на будущее», — цитирует BigpowerNews главу концерна Йоханнес Тайссен (Johannes Teyssen).

«Разделение на две отдельные компании обеспечит четкое различие между бизнес-портфелями, каждый из которых привлекателен для разных групп инвесторов», — уверены в энергохолдинге.

Процесс выделения начнется после утверждения акционерами E.On в 2016 году, «новая компания» получит листинг. На первой стадии контрольный пакет «новой компании» распределят между акционерами E.On, миноритарный пакет в среднесрочной перспективе будет продан (его размер не раскрывается). В «новую компанию» попадут все российские активы: 82,3% «Э.Он Россия» (чистая прибыль за три квартала 11,86 млрд. рублей, в 2013 году на нее приходилась восьмая часть чистой прибыли всего E.On), 25% минус одна акция в Южно–Русском месторождении и 15,5% в Nord Stream.

При этом все долги останутся на балансе реорганизованного E. On.

Но до реорганизации, как сообщают «Ведомости» со ссылкой на концерн, он намерен проанализировать перспективы своего итальянского бизнеса (активы в Испании и Португалии уже продаются австралийской Macquarie за 2,5 млрд. евро), а также определить стратегию в энергетическом бизнесе в Северном море. У этого бизнеса хорошие долгосрочные перспективы, E. On предстоит оценить оправданность его продажи в связи с новой стратегией, поясняет представитель компании.

Реорганизация компании — ответ E. On на глобальные изменения на международных энергорынках, цитируют в свою очередь «Ведомости» Тайссена. С начала года под обесценение списано активов на 700 млн. евро, к концу года будет списано еще на 4,5 млрд. евро, говорится в сообщении E. On. После разделения активов E. On будет использовать потенциал роста в меняющемся энергетическом мире, а новая компания станет прочной независимой структурой, которая будет гарантировать безопасность изменений, объясняет Тайссен.

E.On — крупнейший клиент «Газпрома», контрактный уровень — 24 млрд. куб. м. в год, хотя в последние годы компания из–за кризиса газовой генерации в Европе отбирала меньше. Но ФРГ в целом остается самым крупным внешним рынком для монополии. То, что ведущая немецкая энергокомпания сделала долгосрочную ставку на зеленую энергетику, может заставить и ее конкурентов RWE, Wintershall и даже французскую GDF двигаться в этом направлении, хотя, вероятно, не столь резко, рассуждает «Коммерсант». Все они столкнулись со схожими проблемами и борются с ними примерно одинаково, пытаясь продать активы (прежде всего в upstream в Европе и газовой генерации) и укрепить трейдерские подразделения. Если идея отказа от традиционной энергетики возобладает в среднесрочной перспективе, большая часть экспорта газа «Газпрома» в Европу окажется под вопросом. Но при этом, по мнению старшего аналитика БКС Игоря Гончарова, слова которого приводит газета, разделение головного концерна не скажется на ситуации в его российском дивизионе — «Э.Он Россия», даже формально, поскольку компания не принадлежит E.On напрямую.

Такого же мнения придерживаются и в самом российском подразделении концерна. «Мы предполагаем, что со временем войдем в состав „новой компании“. С точки зрения ведения нашего бизнеса ничего не поменяется», — сказал официальный представитель «Э. ОН. Россия» РИА Новости.

А вот Скляр из «Ренессанс капитала» считает, что E. On было бы логично продать «Э.Он Россия». «Экономика входит в стагнацию, цены на рынке электроэнергии скорее будут снижаться, а на газ расти, кроме того, существуют валютные и политические риски», — говорит. Компания введет последний энергоблок по договору о поставке мощности в 2015 году, напоминает Скляр, после чего не будет иметь серьезных перспектив для роста прибыльности, пишут «Ведомости».

Представитель E. On, сообщает газета, не говорит, рассматривает ли компания продажу российских активов после реорганизации, но сказал, что будущей компании важно иметь активы в газовом и генерирующем бизнесе, это обеспечивает целостный бизнес–подход к России.

В Европе традиционная генерация сегодня находится в тяжелом положении из–за низкого спроса и ряда других факторов, в том числе вытеснения их «зелеными станциями», чью выработку отбирают в приоритетном порядке. Возобновляемая энергетика бурно развивается за счет субсидий. Германия отличается особо строгой энергополитикой: к 2050 году 80% электроэнергии должно вырабатываться зеленой генерацией, к 2022 году должны быть остановлены АЭС. Как сообщает E.On, выполнение этих обязательств будет задачей новой компании, пишет «Коммерсант».

По словам Йоханнеса Тайссена, для бизнеса на «зеленой энергетике» характерны «скорость и инновации», а основа традиционной энергетики — стабильность поставок и эффективность крупных станций. «Мы уже ощутили, как трудно совмещать два этих подхода», — цитирует топ–менеджера «Коммерсант». «У разделяемых бизнесов разные темпы роста,— соглашается Владимир Скляр из „Ренессанс капитала“, отмечает газета.— Инвесторы в традиционную энергетику, как правило, ориентируются на дивиденды, в возобновляемую энергетику — на рост стоимости компании». Он добавляет, что E.On — одна из немногих крупных европейских энергокомпаний без контролирующего акционера, где менеджмент работает только на повышение стоимости и не является проводником регуляторных решений. По отдельности две компании будут стоить дороже, чем прежняя, единая, цитируют его же «Ведомости». Пока никакая другая компания не решилась на аналогичный шаг, хотя призывы к разделению видов бизнеса уже были. Решение E.On получило одобрение рынка: ее акции поднялись на 6,7% после открытия биржи, к моменту сдачи материала рост составил 4,2%.

Источник: Коммерсант

Labels and badges

Default Primary Success Info Warning Danger К ленте новостей