09 / 06 / 2014 10:37

Минэнергопром опубликовало доработанный проект Среднесрочной тарифной политики на электроэнергию на 2014-2017 годы

Министерство энергетики и промышленности опубликовало доработанный проект Среднесрочной тарифной политики на электрическую энергию на 2014-2017 годы.

Ранее ведомство разработало проект ССТП на электрическую энергию на 2014-2017 годы, который прошел процедуру общественных обсуждений, в ходе которых были получены различные замечания и предложения. В связи с этим министерство внесло доработанный проект.

Среднесрочная тарифная политика Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2014-2017 годы (откорректированный документ)

I. Введение


II. Общие принципы

III. Тарифы

IV. Заключение

Введение

В Кыргызстане ежегодно вырабатывается в среднем 14 млрд кВт.ч электроэнергии, хотя гидроэнергетический потенциал составляет 142 млрд кВт.ч.

Ранее в Кыргызскую энергосистему, как в составную часть Единой энергосистемы СССР, ежегодно вкладывалось порядка 65 млн.долл., что позволяло интенсивно сооружать энергообъекты, обеспечив тем самым высокую степень надежности электроснабжения экономики, социальной сферы и населения.

После обретения суверенитета все постсоветские республики взялись максимально обособлять свои сети и Кыргызстан, в числе прочих, также был вынужден в период с 1991г. по 2010г. направить 370 млн.долл. инвестиций на эти цели, то есть на строительство высоковольтных подстанций и сетей.

В связи с предпринимаемыми руководством страны усилиями по оздоровлению сектора (проводимые реформы в сфере энергетики, повышение прозрачности деятельности энергосектора и др.), начиная с 2010г., наблюдается наплыв инвестиций в сектор электроэнергетики. Вливания коснулись и выработки электроэнергии (начало сооружения Верхне-Нарынского каскада ГЭС, Камбаратинской ГЭС-1, ряда малых ГЭС, модернизация ТЭЦБ, ТЭО Кара-Кечинской ТЭС, модернизация Токтогульской ГЭС, Ат-Башинской ГЭС и т.д.), и передачи электроэнергии (подстанции Датка и Кемин, ВЛ Датка-Кемин и Датка-Худжант, каскадная замена ряда трансформаторов), и процесса распределения/реализации электроэнергии (замена износившихся кабельных и воздушных линий, ТП и КТП, установка современных электронных приборов учета, в т.ч. с предоплатой, автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии). В ценовом выражении на реализацию этих проектов предусмотрены более 5 млрд.долл. инвестиций, 760 млн.долл. которых уже на стадии освоения.

Такой шаг оказался весьма кстати в условиях ежегодного 4-5%-го роста внутреннего потребления электроэнергии, отсутствия достаточных резервных мощностей, особенно зимой.

С другой стороны, внешние заимствования в условиях тарифного дефицита еще больше ухудшают и без того неустойчивое финансово-экономическое состояние отрасли.

Так, укрупненные показатели на 2013г. составили: доходы – 11,4 млрд.с., а расходы 16 млрд.с. (топливо – 3,8 млрд.с., сырье, материалы – 1,2 млрд.с., фонд оплаты труда – 3 млрд.с, амортизационный фонд – 1,2 млрд.с., взносы, транзит, ТГЭС и др. – 2,1 млрд.с., отчисления в Соцфонд, обязательства по кредитам, ГСМ, налоги и др. – 3,2 млрд.с., софинансирование по капвложениям – 1,5 млрд.с.). Иными словами, энергоотрасль вступала в 2013 год с дефицитом средств в 4,6 млрд.с., который надо было покрыть посредством льготных кредитов и ссуд.

Аналогичная ситуация повторилась и с прогнозными показателями на 2014г. - дефицит средств, подтвержденный государственным антимонополь-ным органом, составил 6,7 млрд.с. (доходы-12 млрд.с., расходы-18,7 млрд.с.).

В этих условиях страдает инвестиционная привлекательность отрасли.

Средства, поступившие от экспорта электроэнергии, затрачиваются исключительно на цели приобретения топлива для ТЭЦ. И здесь ситуация сложная - при ежегодной потребности в топливе 66 млн.долл. от экспорта электроэнергии в среднем ежегодно поступает порядка 40 млн.долл. Причем объем и цена экспорта зависят от водности года и конъюнктуры регионального рынка.

Хронический дефицит средств не позволяет вести полноценно ремонтные работы, модернизацию и новое строительство, в результате чего идет рост износа основных фондов Кыргызской энергосистемы, который достиг 50%-го рубежа, тогда как 25%-ный износ оборудования и сетей считается кризисным. Отсюда и свыше 10 тысяч аварий и отказов в год и низкое напряжение в сетях.

Дальнейшее ухудшение финансово-экономического состояния отрасли может привести к системным авариям и массовым отключениям.

Динамика потребления показывает, что рост потребления электроэнергии (на 4%-5%) опережает рост новых мощностей. Так за период с 1990-2013 гг. максимальная нагрузка на сети увеличилась в целом по республике на 1214 мегаватт, в том числе по северу – на 784 мегаватт, по югу – на 430 мегаватт. При этом суточное потребление электроэнергии зимой в три раза превышает летнее потребление. Это связано со снижением использования природного газа, угля и мазута из-за значительного роста цен на них, что повлекло переход потребителей на использование электроэнергии на отопление, горячее водоснабжение и пищеприготовление.

Энергосистема, являясь фондоемкой отраслью, работает в основном на импортируемом сырье и материалах. Недооценка основных фондов снизила амортизационные затраты, недостаточно средств направлялось в фонды для ремонта и капитальных вложений, что привело к излишне оптимистичным перспективам роста доходов и, тем самым, искусственному занижению цены на энергию. Это негативно отразилось на техническом состоянии энергосистемы, а значит и на энергообеспечении потребителей. В связи с этим необходима переоценка основных фондов, чтобы обеспечить необходимый объем собственных и заемных капиталов для восстановления и развития энергосистемы.

Сложившаяся ситуация в отрасли наглядно показывает, что в настоящее время назрела острая необходимость срочного вложения средств на замену и реконструкцию значительной части энергетического оборудования. Это необходимо для обеспечения приемлемого уровня обслуживания в настоящее время и развития системы электроснабжения в будущем.

Таким образом, за последние годы из-за сдерживания тарифов на электрическую и тепловую энергию ежегодный дефицит денежных средств энергокомпаний составляет порядка 2-3 млрд. сом (43-64 млн. долл. США).

Выход из создавшегося положения – привести в порядок сбыт электроэнергии на внутреннем рынке. Это, в первую очередь, решительная борьба с коррупцией и постепенное пошаговое ежегодное повышение тарифа на электроэнергию до его экономически обоснованного уровня. Если учесть фактический уровень инфляции и оптимизировать уровень тарифа для конечных потребителей электро- и теплоэнергии, то за 4-5 лет доходы и расходы энергокомпаний могут сравняться и далее отрасль получит возможность обеспечить снижение уровня износа оборудования и сетей с соответствующим улучшением электроснабжения потребителей. Необходимо предусматривать в тарифах элемент прибыли, который будет поощрять вложение компаниями инвестиций, необходимых для снижения затрат и улучшения уровня обслуживания потребителей, повышать инвестиционную привлекательность энергообъектов.

В этой связи, Министерством энергетики и промышленности Кыргызской Республики была разработана Среднесрочная тарифная политика на электрическую и тепловую энергию на 2014 – 2017 годы.

Главными целями настоящей тарифной политики являются введение принципов самоокупаемости энергетического сектора, поэтапное устранение перекрестных субсидий в области тарифообразования, а также ежегодное улучшение основных показателей деятельности энергетического сектора.

Основополагающей идеей настоящей тарифной политики является создание привлекательной инвестиционной среды в энергетической отрасли экономики. Для этих целей в структуре тарифа на электроэнергию предполагается предусматривать элемент прибыли на возврат инвестиций.

Тарифная политика призвана для решения следующих основных проблем энергетического сектора республики:

- ненадежное электроснабжение с высоким количеством аварийных отключений электроэнергии – в среднем 12000-13000 отключений в год;

- изношенная энергосистема из-за отсутствия финансирования для проведения ремонтных работ и технического обслуживания за последние 20 лет повышает вероятность выхода из строя системы с катастрофическими последствиями;

- хронический дефицит электроэнергии в зимнее время;

- устойчивый рост максимальной (пиковой) электрической нагрузки по времени суток, что вынуждает энергетическую отрасль направлять инвестиции по экстенсивному пути развития, а не на модернизацию, то есть компании увеличивают мощности, как генерации, так и передачи и распределения, а это в свою очередь вызывает рост постоянных эксплуатационных затрат;

- зависимость электропотребления и на севере, и на юге Кыргызстана от соседних стран;

- низкая энергоэффективность и отсутствие энергосберегающей политики;

- некачественное обслуживание потребителей энергокомпаниями;

- все еще высокий уровень потерь электроэнергии;

- низкая информированность населения об истинном финансово-экономическом состоянии отрасли.

Следует отметить, что Среднесрочная тарифная политика Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2014-2017 годы разработана в соответствии с законами Кыргызской Республики «Об энергетике» и «Об электроэнергетике». Тарифная политика отражает основные цели и принципы, которыми Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики (далее Министерство) будет руководствоваться при проведении государственной тарифной политики в сфере электроэнергетики.

II. Общие принципы

Настоящая тарифная политика основывается на следующих базовых принципах:

1. Тарифы должны покрывать все затраты энергокомпаний по производству, передаче, распределению и сбыту электрической энергии, в том числе: эксплуатационные затраты, затраты на техническое обслуживание, нормативные потери электрической энергии, затраты на реализацию, затраты на обслуживание долга, затраты на капитальные вложения, элемент прибыли..

2. Тарифы для каждой группы потребителей в перспективе должны отражать все затраты на электроснабжение данной категории потребителей.

3. Все субсидии должны быть направлены непосредственно (адресно) потребителям электроэнергии (населению) с низким уровнем дохода через правительственные программы социальной защиты.

III. Тарифы

Анализ существующих тарифов и их перспектива.

В настоящее время разделение потребителей на группы происходит исходя из следующих принципов:

- источника их финансирования (бюджетные и не бюджетные);

- целей использования электрической энергии (бытовые, промышленные, насосные станции, прочие или коммерческие).

Такое разделение потребителей не связано с реальными затратами энергокомпаний по электроснабжению конкретного потребителя и приводит к искажению реальной стоимости электрической энергии для потребителя, в результате чего формируются неверные рыночные сигналы, и искажается структура топливно-энергетического баланса страны.

В дальнейшем должно произойти изменение существующей градации потребителей. Однако такой переход не может быть произведен за короткий промежуток времени, так как это вызовет резкое изменение тарифов для всех потребителей, что будет иметь неблагоприятные экономические и социальные последствия.

Тарифной политикой предусматривается, что перекрестное субсидирование между различными группами потребителей, а также между потребителями электрической и тепловой энергии должно постепенно устраняться, что является конечной целью тарифной политики.

Тарифная политика будет способствовать:

- более эффективному использованию электрической энергии путем предотвращения ее расточительного использования и неправильного распределения потребления по имеющимся энергетическим ресурсам;

- формированию экономически оптимального уровня потребления (нагрузок) и развитию энергосбережения;

- использованию электрической энергии на наиболее полезные и продуктивные цели.

Расчет финансовых затрат на генерацию, передачу и распределение электроэнергии необходимо было бы проводить с учетом переоценки всех основных средств, для обеспечения соразмерной амортизации для ремонтных работ в системе или замены оборудования и сетей, так как более половины основных средств уже полностью самортизированы. Однако в данной тарифной политике затраты на амортизацию приведены без учета переоценки.

При расчете тарифа необходимо учитывать только разумные расходы на операционную деятельность и постепенное снижение потерь электроэнергии с введением АИИСКУЭ в распределительных компаниях.

Бытовые абоненты.

Согласно действующей структуре тарифов наименьшие тарифы установлены для таких групп потребителей как «Бытовые потребители» и «Насосные станции». В структуре потребления электроэнергии, в среднем по всей энергосистеме удельный вес «Бытовых потребителей» составил порядка 65%.

В целях реализации принципов настоящей тарифной политики с 1 июля 2014 года для группы потребителей «Население» с 3-х фазным вводом вводится одноставочный тариф на уровне себестоимости электроэнергии, с учетом 15-% уровня рентабельности и ежегодной корректировки на инфляцию.

Планируемая себестоимость электроэнергии на 2014 год составила 115,67 тыйына за 1 кВтч (в т.ч. 96,3 тыйын себестоимость, подтвержденная антимонопольным органом с учетом + 15% рентабельности) + оплата налогов и потерь).

Данный тариф будет введен с 1 июля 2014 года, а затем ежегодно с 1 апреля тарифы будут корректироваться только на величину фактической инфляции за предыдущий год. Данная мера применена с целью защиты потребителя от повышения тарифов на электроэнергию в отопительный сезон, что не вызовет у потребителей трудностей с оплатой и позволит планировать свои расходы.

Для группы потребителей «Население» с 1-фазным вводом до 1 апреля 2015 года сохранится одноставочный тариф в размере 70,0 тыйын за 1 кВтч. Начиная с 1 апреля 2015 года, указанный тариф ежегодно будет увеличиваться на уровень рентабельности (15%) + инфляция.

Насосные станции.

Учитывая невысокие доходы населения сельских районов, для насосных станций и скважин, обеспечивающих население сельских районов питьевой водой, а также полив сельскохозяйственных угодий тариф на электроэнергию остается на уровне социального тарифа с ежегодной корректировкой только на величину фактической инфляции за предыдущий год.

Для всех остальных насосных станций и скважин тариф на электроэнергию будет приравнен к тарифам для промышленных и прочих абонентов.

Промышленные, бюджетные и прочие не бытовые абоненты.

Для всех остальных категорий не бытовых абонентов – промышленные, бюджетные, сельскохозяйственные и прочие – тарифы на электроэнергию будут ежегодно корректироваться на величину фактической инфляции за предыдущий год.

Первое такое изменение должно состояться 1 июля 2014 года, а затем изменение тарифа будет происходить ежегодно с 1 апреля с учетом фактической инфляции за предыдущий год.

IV. Заключение

В целях обеспечения устойчивого развития, а также стабильного и надежного функционирования электроэнергетической отрасли республики при осуществлении тарифной политики необходимо руководствоваться, в первую очередь, экономическими соображениями, стараясь исключить влияние социально-политических факторов.

В целях проведения эффективной тарифной политики в электроэнергетике необходимо ежегодно отслеживать выполнение заложенных в тарифной политике параметров для внесения аргументированных предложений по итогам завершения тарифной политики.

К 2018 году предусмотреть значительное сокращение перекрестных субсидий между различными категориями потребителей, при этом конечной целью должно быть их постепенное полное устранение и приведение уровня тарифов для каждой группы потребителей в соответствие с уровнем реальных затрат на их электроснабжение. В этой связи, к 2017 году Министерству энергетики и промышленности КР необходимо разработать методологию по установлению тарифов на электрическую энергию, дифференцированных по уровням питающего напряжения, которая должна быть основана на распределении затрат электроснабжающей компании между принадлежащими ей сетями различного напряжения. Это будет означать, что с 2017 года уровень тарифов будет различным в зависимости от уровня напряжения в точке присоединения потребителя к сети электроснабжения, и не будет зависеть от целей использования потребителем электроэнергии (бытовой, промышленный и др.).

Значительное отставание энергокомпаний в проведении ремонтных работ и реконструкции энергооборудования, накопившееся за последние годы из-за отсутствия необходимых средств, свидетельствует о том, что существующие объемы инвестиций в энергетический сектор недостаточны. Следовательно, может возникнуть необходимость в привлечении дополнительных инвестиций. В настоящее время единственно возможным источником возврата подобных вложений являются тарифы на электрическую энергию. В связи с этим энергетическим компаниям необходимо планировать будущие инвестиции и их возврат с учетом предлагаемого роста тарифов.

При отклонении фактического уровня основных параметров и допущений от значений, заложенных при расчете тарифной политики, уровень тарифов на электрическую энергию должны корректироваться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения с учетом таких отклонений.

Успешная реализация предлагаемой тарифной политики во многом зависит от темпов проведения реформ в сфере социальной защиты и макроэкономических показателей развития КР.

Выполнение намеченных в тарифной политике планов должно позволить увеличить надежность электро- и теплоснабжения потребителей, повысить инвестиционную привлекательность энергетики Кыргызстана, остановить процессы, ведущие к разрушению энергосистемы, а также создать экономические предпосылки для успешного функционирования и развития одной из важнейших бюджетообразующих отраслей.

Источник:

Labels and badges

Default Primary Success Info Warning Danger К ленте новостей