31 / 10 / 2012 9:16

Появление большого числа игроков в петербургской энергетике не усилило конкуренцию в отрасли

Еще десять лет назад электроэнергетика Петербурга ассоциировалась лишь с одной структурой — «Ленэнерго». Во время реформы отрасли компания была реорганизована и сейчас занимается лишь передачей электроэнергии и присоединением новых потребителей. За производство и сбыт отвечают другие игроки. Между тем конкуренции в отрасли, по сути, не возникло, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что тарифы для населения за последние десять лет выросли почти в 4,5 раза. РБК daily решила разобраться, почему в петербургской электроэнергетике по-прежнему нет борьбы между разными игроками, которая помогла бы остановить рост цен.

Основной идеей реформы энергетики было разделение конкурентного и неконкурентного секторов и формирование условий для появления рыночных отношений в тех секторах отрасли, где это возможно. Было решено из всех региональных компаний, в том числе «Ленэнерго», выделить производственные (генерирующие), сетевые и сбытовые подразделения. Так, в 2005 году появились Территориально-генерирующая компания №1 (ТГК-1, объединила генерирующие мощности четырех регионов Северо-Запада) и Петербургская сбытовая компания (ПСК, занимается реализацией электроэнергии потребителям в Петербурге и Ленобласти). В «Ленэнерго» остались только распределительные сети.

Между тем, по данным аналитика «Ленмонтажстроя» Ирины Мушки, в настоящий момент только на рынке производства электроэнергии в Петербурге и Ленинградской области оперируют несколько крупных игроков помимо ТГК-1 (ее доля на рынке — около 30,5%): Ленинградская АЭС (покрывает примерно 47,5% рынка электроэнергии города и области), Киришская ГРЭС (актив ОГК-2 — 9,5%) и Северо-Западная ТЭЦ (входит в «ИнтерРАО ЕЭС») с 9,6% рынка.

Определенная конкуренция между ними есть, но, учитывая особенности электроэнергии как крайне специфического товара, который невозможно «запасти», торговля ею проходит по особым правилам. Упрощенно модель сводится к тому, что все генераторы продают произведенную ими электроэнергию на оптовый рынок, подавая Администратору торговой системы (АТС) заявки. В адрес администратора также поступают заявки от покупателей. Из общего объема заявок АТС выбирает самые дешевые — на продажу и самые дорогие — на покупку. В этом и состоит конкуренция поставщиков. «Основным сектором конкурентного взаимодействия оптового рынка электроэнергии для ТГК-1 является рынок на сутки вперед (РСВ)», — поясняет принципы своей работы ТГК-1. Как сообщает компания, наиболее близким конкурентом в свободном секторе оптового рынка энергосистемы Северо-Запада можно назвать Киришскую ГРЭС. Поскольку ТГК-1 эксплуатирует не только ТЭЦ, но и гидроэлектростанции, себестоимость производства электроэнергии на которых дешевле, у ТГК-1 часто возникает ценовое преимущество перед другими поставщиками.

«Некоторые черты конкуренции проявляются в сегменте генерации, где функционируют и тепловые, и атомные, и гидростанции и, следовательно, значительно различается стоимость производства», — комментируют в пресс-службе Петербургской сбытовой компании (ПСК). ПСК также является участником оптового рынка, но она закупает электроэнергию у генераторов, а потом продает ее потребителям. «С одной стороны, сейчас в системе существует значительный резерв, приводящий к невостребованности части производственных мощностей, — размышляют в ПСК. — В этом смысле станции конкурируют на оптовом рынке электроэнергии в части своих предложений по поставке. Однако вопрос системной надежности и существующий принцип маржинального ценообразования не дает станциям в полной мере соперничать между собой».

СЕТЕВОЙ ВЫБОР

Вклад генерации в конечную стоимость электроэнергии составляет около 59%. Около 30% уходит распределительным сетям, порядка 7% — магистральным, а остальное — сбытовым компаниям, системному оператору и АТС. Сетевой сектор изначально рассматривался как не конкурентный. Между тем самих сетевых организаций не так мало. «Существует три уровня сетевых компаний, которые сформировались по технологическому и административно-территориальному признакам», — поясняют в пресс-службе «Ленэнерго». Первый — Федеральная сетевая компания, в собственности которой находятся сети 220 кВ и выше, второй — региональные распределительные сетевые организации (110—0,4 кВ) и территориальные сетевые организации (ТСО, 0,4—10 кВ). Последние образовались в большинстве случаев на базе оптовых предприятий-перепродавцов, созданных как муниципальные предприятия и обслуживавших потребителей одного муниципального образования.

По оценкам Ирины Мушки, доля «Ленэнерго» на территории СПб и ЛО составляет 69,5%. Наиболее крупными ТСО являются Санкт-Петербургские электрические сети (5,4%), Петродворцовые электрические сети (2,5%), «Курортэнерго» (1,7%), Царскосельская электросетевая компания, «Оборонэнерго». В Ленобласти крупным игроком является ЛОЭСК (7,5%). При этом, отмечает аналитик, «Ленэнерго» стремится к консолидации ТСО. В настоящее время компания владеет 98,13% акций в уставном капитале «Курортэнерго» и 99,95% в Царскосельской энергетической компании.

В «Ленэнерго» считают, что конкуренция между сетевыми компаниями возможна, если несколько сетевых организаций в регионе владеют сетями одного и того же уровня напряжения и потребитель может выбирать, по каким сетям «потреблять» электроэнергию. «Конкуренция в сетях существует в сфере технологического присоединения», — отмечают в пресс-службе СПбЭС, называя главным своим конкурентом как раз «Ленэнерго».

ВОЗМОЖНО, НО ДОРОГО

Единственным сектором энергорынка, где возможна настоящая конкуренция, является энергосбытовой сектор, полагает руководитель департамента консалтинга Института проблем предпринимательства Алексей Кудинов. «Известны случаи «перехода» крупных потребителей от одних к другим сбытовым компаниям вследствие предложения лучших условий, в первую очередь по ценам», — поясняет он.

Однако, как пояснили в ПСК, чтобы заниматься продажей электроэнергии, необходимо получить статус субъекта оптового рынка. Процедура эта достаточно жестко регламентирована и требует немалых материальных и денежных затрат.

Сейчас у ПСК около 76% рынка продажи электроэнергии в Петербурге и около 61% — в Ленинградской области. Вторым по величине крупным игроком является «Энергия холдинг», 100-процентная «дочка» ПСК. В Ленобласти вторым по величине продавцом является компания «РКС-энерго» с долей рынка в 20,2%. У всех прочих сбытов — по несколько процентов рынка в городе и области.

В то же время в ПСК не исключают возможности выхода на петербургский рынок новых игроков — в последнее время проявилась тенденция экспансии сбытовых компаний из регионов. Во многом это стало возможно благодаря использованию систем АИИС КУЭ, позволяющих вести учет энергопотребления из другого города. «Но при этом установка данной системы требует серьезных вложений, на которые готовы пойти далеко не все потребители», — резюмируют в компании.

Усилить конкуренцию в отрасли сложно, но возможно, считает г-н Кудинов. Чтобы выйти на рынок генерации, требуются значительные и долго окупаемые инвестиции. Кроме того, нужно пройти в правительстве РФ процедуру включения новой ТЭЦ в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, получить тариф по договору поставки мощности, согласовав это с Минэнерго, Советом рынка, АТС и т.д. Отдельный вопрос касается топливообеспечения. Как правило, на новых источниках в настоящее время применяются экономически эффективные газотурбинные технологии, а доступ к лимитам газа (более дешевый газ по сравнению с коммерческим) ограничен, отмечает Алексей Кудинов.

Для выхода на электросетевой рынок придется пройти согласование со сбытовыми и смежными сетевыми компаниями схемы взаиморасчетов, получить тариф на услугу по передаче. Наконец, в сбытовом секторе нужно сначала получить статус субъекта оптового рынка и располагать достаточными финансовыми ресурсами для обеспечения возможности своевременной оплаты приобретаемой электроэнергии на рынке.

Между тем примеры появления новых игроков на петербургском рынке есть. Так, компания «ГСР Энерго», купившая старую ТЭЦ у Ижорских заводов, готовится запустить первый блок парогазовой станции в Колпине. «В части мощности конкуренции на рынке нет, так как установлен предельный размер цены на мощность, — говорит директор «ГСР Энерго» Виктор Котов. — В части электроэнергии — да, так как основным фактором загрузки станции со стороны Системного оператора является цена. И в первую очередь отбираются наиболее дешевые станции». По его мнению, конкуренция в генерации может вырасти в случае изменения условий регулирования отрасли и перехода к рыночной модели.

Источник:

Labels and badges

Default Primary Success Info Warning Danger К ленте новостей